Здоровье
Медицинское обслуживание осуществляют органы здравоохранения.
Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении. Образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие предпосылок учебной деятельности. Осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, возможность проводить коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (нарушение речи и познавательной сферы), созданы комфортные условия, благоприятного микроклимата.
Специфика дошкольного учреждения Центр развития ребенка – детский сад позволяет использовать большее количество организованных форм работы с детьми: помимо фронтальных и подгрупповых занятий с каждым ребёнком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов – логопеда, психолога, руководитель физического воспитания , музыкального руководителя. Поэтому мы строим режим, соблюдая образовательные потребности и возможности, а также все вышеперечисленные требования. Как и при составлении общей сетки видов деятельности, при составлении графиков индивидуальной занятости, специалисты, работающие с ребёнком, учитывают распределение нагрузки на ребёнка в течение дня и недели, сочетание разных видов деятельности, соотношение непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. При этом педагоги ориентируются на состояние здоровья ребёнка (снижение общей нагрузки для детей 3-й группы здоровья, уменьшение количества индивидуальных занятий с узкими специалистами познавательного и художественно-эстетического направления, замена их работой физкультурно-оздоровительного содержания и т.п.)
Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.
Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ разветвлённой сети специальных помещений. Смена видов деятельности и переход из группы в специальные помещения не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.
Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей младшего возраста, впервые посещающих ДОУ, разработан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий режим дня на холодный период года и индивидуальный режим для детей после перенесённого заболевания. Все виды режима разработаны на основе санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы ДОУ.
Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
Педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою деятельность по собственной физкультурно-оздоровительной системе «Здоровый ребенок» (утверждена на Педагогическом совете № 1 от 01.09.2016 года), которая совершенствуется. В основу всей работы коллектива положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Следует отметить, что вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ носит комплексный характер, включающий развивающие и коррекционные технологии. В условиях вариативности образования на современном этапе система работы «Здоровый ребенок» корректируется и модернизируется, продолжается поиск наиболее рациональных и эффективных способов организации деятельности.
Оздоровительную работу в ДОУ курирует старшая мед. сестра ДОУ, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.
Проводятся профилактические мероприятия:
Медицинским персоналом ДОУ:
- осмотр детей медсестрой во время утреннего приема;
- антропометрические замеры 1 раз в 3 месяца детей от 2 до 3 лет и 1 раз в 6 месяцев детей от 3 до 7 лет;
- анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год;
- ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
- осмотр детей педиатром;
- лечебно-профилактические мероприятия:
- витаминотерапия;
- фитотерапия;
- иммуномоделирующая и противогриппозная терапия;
- полоскание горла солевым раствором;
- глюконат кальция и аскорбиновая кислота (2 раза в год);
- в зимний период – фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание (холодный период);
- разработаны индивидуальные программы для детей группы ЧБД;
- разработаны индивидуальные листы питания для детей с пищевой аллергией.
ü Ежегодно проводятся углубленные осмотры детей врачами-специалистами.
ü Ежегодно проводятся профилактические прививки и вакцинация против гриппа.
Психологической службой:
· Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).
· Социальная адаптация вновь поступивших детей.
Учителем – логопедам:
· Ранняя диагностика развития речи детей.
· Диагностика развития речи вновь поступивших детей по запросам воспитателей и родителей.
Воспитателями:
· Воспитание культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.
· Ежедневно проводятся закаливающие процедуры:
- 1 младшая группа. 1 полугодие — воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по дорожке. 2 полугодие — контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
- 2 младшая группа. Контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Полоскание рта после еды. Обширное умывание после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
- Средняя группа. Гимнастика. Контрастные воздушные ванны после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и сна. Полоскание рта после еды. Солнечные и воздушные ванны.
- Старшая и подготовительная группы. Контрастные воздушные ванны после сна. Взбадривающая гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и физкультурного занятия. Полоскание рта после еды.
Результатом деятельности стало создание системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Специалисты ДОУ определили необходимый уровень психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, формы и методы оздоровления детей. Разработали и внедрили вариативные оздоровительные программы: для детей с нарушениями нервной системы; общеукрепляющих мероприятий для детей, для часто болеющих детей.
Цели использования здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ:
Применительно к ребенку: Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его); валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно ко взрослым: Содействие становлению культуры здоровья валеологическому просвещению родителей.
Решению оздоровительных задач способствуют следующие формы организации детей:
Формы и методы |
Содержание | |
1 |
Обеспечение здорового ритма жизни. |
- щадящий режим (адаптационный период) - гибкий режим; - организация микроклимата и стиля жизни группы; |
2 |
Физические упражнения |
- утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамичные игры; - профилактическая гимнастика; - спортивные игры; - пешие прогулки. |
3 |
Гигиенические и водные процедуры. |
- умывание; - мытье рук; - игры с водой; - посещение бассейна. |
4 |
Свето-воздушные ванны. |
- проветривание помещений; - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
5 |
Активный отдых |
- развлечения, праздники; - игры – забавы; - дни здоровья; - каникулы. |
6 |
Арома- и фитотерапия |
- ароматизация помещений; - фитопитание (чаи, коктейли, отвары); - аромаподушки (саше); |
7 |
Диетотерапия |
- рациональное питание; - индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания). |
8 |
Свето- и цветотерапия |
- обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса. |
9 |
Музтерапия |
- муз. сопровождение режимных моментов; - муз. оформление фона занятий; - муз. театрализованная деятельность; |
10 |
Аутотренинг и психогимнастика |
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; - коррекция поведения. |
11 |
Спецзакаливание |
- босохождение; - игровой точечный массаж; - обширное умывание; - дыхательная гимнастика. |
12 |
Пропаганда ЗОЖ |
- эколого-валеологический театр; - периодическая печать; - курс лекций и бесед; · спецзанятия. |
Предметом пристального внимания руководителя дошкольного учреждения остается организация здоровьесберегающей среды пребывания ребенка. Оздоровительная линия проходит и через предметную среду групп детского сада. Группы детского сада имеют центры физкультуры и оздоровления. Они оснащены стандартным и нетрадиционным оборудованием разной физической направленности. Оздоровительный и профилактический эффект имеют специально организованные уголки здоровья, уголки уединения. Систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов медицинского персонала — важный фактор реализации всех разделов программы оздоровления детей.
По результатам ежегодного медицинского обследования детей группы проводится мониторинг здоровья и развития детей. Целенаправленная и разносторонняя работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий способствуют снижению заболеваемости детей, что видно в таблице мониторинга.
Мониторинг заболеваемости детей МБ ДОУ № 2 (Таблица)
Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. Основным документом является СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». В ДОУ организовано четырехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.
ДОУ в основном посещают дети второй группы здоровья.
Работа учреждения многогранна и многопланова. В центре всей этой огромной работы находится только ребенок. Это смысл и цель всей педагогической деятельности нашего коллектива.
Родителям
Наши новости
18.11.2024
28.02.2024
06.04.2023